Хабаровск православный Журнал «Сердце сердцу весть подает». К 165-летию со дня рождения художницы Е. М. Бём

«Сердце сердцу весть подает». К 165-летию со дня рождения художницы Е. М. Бём

Игумен Иннокентий (Косарихин)

11.04.2008

XIX век подарил России целую плеяду художников, прославивших русское искусство далеко за её пределами. Во второй половине девятнадцатого столетия стали получать художественное образование и женщины, благодаря чему появились художницы, создавшие новый образ русского изобразительного искусства. Первой начала свой длинный творческий путь, охватив самые разные техники изобразительного искусства, - силуэт, акварель, стекло, - Елизавета Меркурьевна Бём (1843-1914), яркая представительница русского стиля. Многие ее произведения получали призы на международных выставках, она является одной из немногих художников того времени, чье творчество было признано не только в России, но и в Европе и Америке.

Очередная, - пятая по счёту, - Епархиальная выставка, которая откроется в конференц-зале социально-просветительского центра Биробиджанской епархии 29 апреля, во вторник Светлой седмицы, познакомит посетителей с жизнью и творческим наследием Е. М. Бём.

Е. М. Бём происходила из старинного дворянского рода Эндауровых. Отец, Меркурий Николаевич, родился в Вологде, служил в лейб-гвардии Московском полку, затем в Санкт-Петербурге, в департаменте Военного министерства. Затем он уволился со службы в чине коллежского асессора и переехал с семьей в имение - сельцо Щепцово Пошехонского уезда Ярославской губернии. Мать, Юлия Ивановна - дочь чиновника. Оба они были большими любителями искусства.

Родилась Елизавета Меркурьевна 12 февраля 1843 года в Петербурге. В семье было шестеро детей. Александр стал директором Мальцевского хрустального завода, на котором Елизавета Бём создавала позже свои произведения из стекла. Любовь тоже стала художницей, приверженкой русского стиля. Детство Елизавета провела в родовом имении Щепцово, где делала свои первые шаги в рисовании. «Я себя иначе не помню, как рисующей на всех клочках бумаги, которые попадались мне в руки. В письма к своим подругам петербургским я постоянно вкладывала рисуночки куколок и животных, и вот это-то и обратило внимание людей понимающих, что мне серьезно следовало заняться рисованием», – вспоминала Е. М. Бём.

Когда ей исполнилось 14 лет, она возвращается в Петербург для обучения в рисовальной школе Общества поощрения художеств. Елизавета Меркурьевна была одной из первых женщин, получивших профессиональное художественное образование. Руководителями школы были такие мастера, как Крамской, Чистяков, Бейдеман, Примацци. «Если я хоть малость понимаю в рисунке, то обязана этим исключительно Крамскому», - писала Е. М. Бём.

В 1864 году, закончив обучение, она возвращается в родительское имение, где увлекается рисованием с натуры животных. В 1865 году, приехав в Петербург, Елизавета Меркурьевна получает за эти рисунки серебряную медаль Общества поощрения художеств. В Петербурге молодая художница познакомилась с И. Гончаровым, И. Тургеневым, Л. Толстым.

В 1867 году молодая художница вышла замуж за Людвига Францевича Бёма, талантливого скрипача и преподавателя, позднее профессора Петербургской консерватории. «Любя рисование всей душой, я и по выходе замуж и после того, что имела ребенка, все так же, если еще не более, занималась любимым делом», — вспоминала Елизавета Меркурьевна.

Становление Е. М. Бём как художника приходится на 1870-е годы. Впервые творчество Елизаветы Меркурьевны стало известно зрителю по исполненным ею графическим работам в технике литографии, разновидности гравюры. Листы, выполненные литографически непосредственно самими художниками, по своему изяществу и тонкости ни в чем не уступали резцовой гравюре. В экспозиции выставки представлена одна из таких работ – автопортрет Е. М. Бём, рисующей деревенских детей.

Во второй половине XIX века распространяется репродуцирование картин литографским способом. В 1860-е годы в моду вошло литографирование пером на камне. В этой манере себя попробовали многие, и среди прочих – Е. М. Бём. На выставках в Императорской Академии художеств были представлены её рисунки животных. По этим рисункам Е. М. Бём выполнила литографии. В 1870 году Императорская Академия художеств присудила Елизавете Меркурьевне за эти рисунки большую поощрительную медаль. В технике литографирования пером по камню был исполнен большой лист «Красной шапочки» и рисунки к поэме Н. Некрасова «Мороз Красный нос», изданной в 1872 году. В них еще не проявился тот отличительный почерк художницы, но уже заметна её любовь к изображению русской деревни и детей - двум темам, прошедшим через все ее творчество.

Все творческое наследие Елизаветы Меркурьевны можно разделить на два этапа: силуэт и акварель.

Искусству силуэта она посвятила более двадцати лет своей жизни. Это искусство зародилось в России при Петре, распространение получило только при Екатерине II. В начале XIX века любовь к силуэту распространилась среди дворянства. Елизавета Меркурьевна была единственным художником последней четверти XIX века, серьезно работающим в технике силуэта. Она находила в нем собственную, неожиданную для силуэта тему, - свои композиции она посвящала детям, создавала иллюстрации к произведениям русских писателей. Елизавета Меркурьевна начала работу в силуэте с традиционного портрета. Впоследствии художница выработала свой собственный тип портрета: портретируемых она помещала в интерьер, изображала в полный рост, за работой. До нее такой тип был неизвестен. Своим творчеством она заново возродила искусство силуэта. Известность и любовь принесли художнице силуэты из жизни детей. С 1875 г. она начала издание своих первых силуэтов, литографируя их сама и на камне. В продолжение многих лет она ежегодно выпускала в свет по тетради новых силуэтов. В своих силуэтах художница изображала мир русской деревни, в акварелях – детей в народных костюмах разных губерний, часто сопровождая их поговорками и присказками. «Детский мир и деревенская жизнь, близкие мне и самые симпатичные, служили мне сюжетами для силуэтов», – позднее вспоминала Е. М. Бём. Она обладала неистощимым запасом народных мудростей – пословиц, поговорок, присказок. Большинство силуэтов исполнено в сочетании с карандашными или перьевыми рисунками, всем композициям предшествовали многочисленные наброски и эскизы, выполненные с натуры. В экспозиции выставки находится силуэт с изображением кошки с резвящимися котятами из серии «Карты в русском стиле», выпущенной в Санкт-Петербурге литографией А. Ильина в 1883 г.

Большое место в творчестве Е. М. Бём занимали иллюстрации. Она оформила полтора десятка книг, среди них - произведения И. Тургенева, Л. Толстого, И. Крылова, В. Гаршина, Н. Лескова, русские народные сказки. Ели­завета Меркурьевна оформляла и книги для издательств И. Горбунова-Посадова и И. Сыти­на, до конца своей жизни регулярно работала в различных журналах - «Нива», «Игрушечка», «Малют­ка», «Маяк». Всего Е. М. Бём испол­нила и перенесла на литографский камень 14 самостоятельных серий. На выставке представлен подлинный авторский рисунок из коллекции Г. В. Шкируца, выполненный в Санкт-Петербурге в 1883 г. пером тушью на бумаге. Это силуэт для издания «Типы» из «Записок охотника» - «Стёпушка и «Туман» к рассказу И. С. Тургенева «Малиновая вода». Здесь же представлены серия, - двадцать детских книжек, - «Малым ребятам», выпущенная издательством «Посредник» И. Горбунова-Посадова в Москве в 1911 г., обложки которых украшены силуэтами работы Е. М. Бём, и сборник стихов, пословиц и загадок «Земля-кормилица», так же иллюстрированных силуэтами. Сюжеты трёх представленных в этом разделе открыток выполнены по иллюстрациям к книгам.

В 1900-х годах Е. М. Бём практически пе­рестала работать в технике силуэта. «Силу­этом не рисую, т. к. это требует большой тонкости, не по глазам моим», - писала она в письме к И. Горбунову - Посадову. Силуэты Е. М. Бём в откры­тых письмах, выпущенных Общиной св. Евгении в 1900-1901 годах, - редкое ис­ключение. Практически все силуэтные серии ху­дожницы очень быстро становились биб­лиофильской редкостью. На выставке представлено 6 таких открыток.

Одновременно с силуэтами Елизавета Меркурьевна работала в технике акварели. В акварели, как и в силуэте, она стала виртуозным мастером, продолжая со­здавать мир, наполненный детьми. Она одной из первых начала реализовывать русский стиль в акварели. Всем аква­рельным композициям предшествовали натурные зарисов­ки и эскизы. Известны в ее исполнении и акварель­ные портреты детей.

Художница оформила достаточно мно­го различных изданий, сменив оформление силуэтом на ак­варельное. Образцом таких работ служат представленные в экспозиции выставки книжки «Гнездышко», сборник рассказов и сказок для детей младшего возраста Клавдии Лукашевич, изданный И. Д. Сытиным в Москве в 1903 г. и переизданный пятым изданием в 1912 г., «Детские праздники и как их устраивать», сборник К. Лукашевич, изданный Сытиным в Москве в 1909 г. Обложки выполнены по эскизу Е. М. Бём способом хромолитографии. Представлена здесь и обложка от книжки «Красное солнышко», выпущенной издательством И. И. Горбунова-Посадова литографическим способом в Москве в 1910 г., а так же редкое библиографическое издание из собрания книг М. И. Чуванова, не упоминающееся в каталоге работ Е. М. Бём, - «Отрок-мученик. Углицкое предание» В. М. Михеева, с рисунками М. В. Нестерова, В. И. Сурикова и Е. М. Бём, изданное А. Ф. Марксом в Санкт-Петербурге в 1898 г.

Большое место в творчестве Е. М. Бём за­нимали работы для открытых писем. Расцвет искусства открытки непосред­ственно связан с развитием стиля модерн. Сначала появились открытки художествен­ные, или, как их еще называют, иллюстри­рованные, которые печатались по рисун­кам, специально для них сделанным, а позднее стали выпускать и репродукцион­ные, с известных картин. Рядом с модер­ном в открытке параллельно существовал и русский стиль.

Первые художественные открытки выпу­стило Товарищество И. Н. Кушнерева в 1895 году, - это была серия с видами Мос­квы, выполненная еще в стиле историзма. Художественные открытки на основе специально созданных для них рисунков стали активно печататься в России только с 1898 года издательством Общины св. Ев­гении. За шестнадцать лет Елизавета Меркурьевна создала более трехсот оригинальных композиций для открыток. Триста открыток с её работами представлено в экспозиции епархиальной выставки.

Первыми открытками в исполнении Е. М. Бём стали «Сердце сердцу весть пода­ет» и «Мальчик с грамотой 189…», изданные Общиной св. Евгении в 1898 году. «Маль­чик с грамотой» переиздавался в 1900-х годах с изменением даты на грамоте «19…». Эти три открытки представлены на выставке. В 1899 году к столетнему юбилею А. С. Пуш­кина Община св. Евгении выпустила 4 открытки на темы произведений поэта, 3 из которых показаны на выставке. Здесь же представлено еще 6 «пушкинских» открыток.

За долгие годы работы художница вы­полнила семь самостоятельных серий, которые помещены в экспозиции выставки. Первой из них в 1904 году была издана серия «Русские богатыри». Е. М. Бём старалась соблюдать исторические тонкости костюмов, такая правдивость рус­ского быта характерна для всех ее работ. В 1905-1906 годах выпущены серии «Великие люди», посвященная разнообразным про­фессиям и занятиям, и «Времена года - загадки». Примерно в 1910-х годах вышла серия «Типы Л. Н. Толстого». «Времена года» изданы в 1910-1911 годах, это были уже совершенно по-другому решенные композиции - сценки, характеризующие каждое время года. Большой серией стала «Народы России» из двенадцати открыток (1910 г.). Открытки представляли собой изображе­ния мальчиков и девочек, одетых в костю­мы разных национальностей, с шуточным текстом, и демонстрировали народы, насе­ляющие Российскую империю. Художница с большой точностью передала национальные одежды и характерные внешние признаки. В 1912-1913 годах вы­пущена «Пасхальная» серия из шести от­крыток, каждая акварель была заключена в пасхальное яйцо и сопровождалась пого­воркой.

В 1906 г. в связи с работой Первой Государственной Думы была издана серия «Думцы» из 6 открыток. 4 из них представлены на выставке.

Она писала акварели для открыток к Пас­хе, Рождеству, Новому году, Дню Ангела, поздравительные, сопровождая их фольклорными текстами или стихами, со­трудничала со многими издателями, но больше всего - с Общиной св. Евгении. Таких открыток представлено на выставке более 60. Поздравительными служили и открытки, сюжеты которых не были праздничными, просто на них делалась соответствующая надпечатка. Две подобных открытки с надпечаткой «Христос Воскресе!» есть на выставке. Показано и 5 интересных открыток с пожеланиями.

Е. М. Бём относится к художникам так на­зываемого русского стиля. В его зарождении оказали действие идеи осмысления национальных традиций, активно разви­вавшиеся во второй половине XIX века. Елизавета Меркурьевна подхватила дух времени, став приверженцем достаточ­но камерного направления. Декоративно-стилистические поиски, фольклорные мо­тивы, интерес к национальным основам культуры России характерны для творче­ства Е. М. Бём. Стоя у истоков русского сти­ля и не являясь его идеологом, она разра­батывала его в силуэтах, акварелях, стекле.

Героями ее небольших композиций стано­вились дети то в простых деревенских одеждах, то в парчовых боярских кафтанах и сарафанах, окруженные старинной утва­рью; их изображения сопровождали по­словицы и поговорки, часто перефразиро­ванные художницей на свой лад, подчас нарочито народные и совсем не детские, – все это подчеркивало несколько наивный характер произведений Елизаветы Меркурьевны, обращенных именно к взрослой публике. Такими работами она заслужила славу самобытного художника, со своим ярко выраженным почерком. До полсотни таких забавных «любовных» открыток вы увидите на выставке. Ещё полсотни открыток иллюстрируют русские пословицы и поговорки.

Славу Елизавете Меркурьевне принесли небольшие сценки в русском стиле. У художницы была своя характерная тех­ника, - она тонировала бумагу, делая у нее неровные края, создавая иллюзию перга­мента, чаще всего использовала охристый колорит, акварель совмещала с белилами, золотом, серебром, придавая этим некото­рую декоративность, писала в достаточно свободной, легкой манере, рисова­ла отдельные типы и целые группы, дей­ствующими лицами являлись дети, наря­женные то в пышные старинные боярские костюмы, то в доспехи богатырей, то в ру­бища калик перехожих или одежду про­стых крестьян. Практически все компози­ции она снабжала пословицами и поговорками. В своих изображениях русской старины она является вполне оригинальной и в своем роде единственной. Посетитель может судить об этом по двум десяткам открыток со сценками в русском стиле.

Особенно важной и желанной работой в жизни художницы стала «Азбука». Каждая композиция ярко характеризует понятие «русский стиль». «Азбука» явилась выражением и реализа­цией творческих замыслов художницы. Она воплотила в жизнь совершенно новое представление о книге как о комплексном произведении искусства. «Азбука» представлена на выставке полной серией открыток.

При жизни Елизаветы Меркурьевны дос­тигло своего расцвета искусство изящных пригласительных билетов, многокрасочных меню и подносных адресов, эффектных афиш - то, что называют прикладной графикой. В этом жанре русский стиль получил большое распространение. Представление о прикладной графике в русском стиле даёт открытка «Выставка «Детский мир».

Открытки Е. М. Бём печатались способом фототипии, цветной автотипии, литогра­фии и хромолитографии, которая более точно передавала эффект акварели, изда­вались и переиздавались большими тира­жами. На оборотах ее открыток часто мож­но увидеть: «2-е, 3-е, 4-е издание». Чтобы проиллюстрировать это, мы поместили рядом открытки разных изданий. Они пиратски переиздавались в виде фотоот­крыток. 2 таких открытки специально представлены в витрине. Две других – ручная копия изданий Е. М. Бём. Очень быстро появились в жанре открытки и апологеты стиля Е. М. Бём: Е. Лебедева-Анохина, В. Табурин, В. Лавров.

Русский стиль предоставил художникам возможность попробовать себя в декора­тивно-прикладном искусстве. Стекло, с ко­торым стала работать Е. М. Бём, использова­лось редко. Елизавету Меркурьевну можно считать первой, кто стал использовать стекло по-новому, она была практически единственным художником русского стиля, работающим с этим мате­риалом.

Скончалась Елизавета Меркурьевна Бём 25 июля 1914 года в своей квартире в Петербурге. До конца своих дней она не переставала работать, делала эскизы к новым акварелям. О смерти Е. М. Бём ведущая русская газета «Новое Время» писала: «На 71-м году жизни скончалась одна из привлекательнейших русских художниц. Можно с уверенностью сказать, что столь широкой известностью в самых разнообразных слоях общества, какой пользовалась Е. М. Бём, не была отмечена ничья иная женская художественная деятельность».

Уже в начале XX века появились подра­жатели ее стилю, многие ее композиции стали переносить на фарфоровую посуду, использовать в кустарном производстве, на деревянных тарелках, шкатулках, пасхаль­ных яйцах. «Бёмовский стиль» распростра­нился повсеместно.

Революция 1917 года перевернула взгляды не только на жизнь, но и на искусство. На долгие годы были забыты разнообразные художественные явления и имена многих достойных художников. А имя Е. М. Бём предали практически полному забвению, хотя в русском искусстве девятнадцатого столетия есть лишь два крупных мастера силуэта – это Федор Петрович Толстой и Елизавета Меркурьевна Бём. Современники считали, что «специальность, в которой Е. М. Бём не имеет соперников – силуэты», это «единственный у нас в своем роде аристократический талант, рисовальщица маленьких картинок – силуэтов, в которых прекрасный рисунок, ум и тонкая наблюдательность этой художницы выражаются удивительнейшим умением передавать правдивые, чисто русские типы детей разных сословий и составить из их черных фигурок сцены, полные жизни и грации». Ее силуэты и акварели были представлены практически на всех акварельных выставках, произведения из стекла, выполненные по ее эскизам, принесли славу России во всем мире. Крупнейшие музеи страны хранят ее произведения в своих фондах, но в постоянной экспозиции увидеть их невозможно и по сей день.

В последние годы вышло в свет несколько изданий, посвященных творчеству Е. М. Бём. Последними на сегодняшний день изданиями являются иллюстрированный каталог почтовых открыток «Художница Елизавета Меркурьевна Бём», его составители постарались включить в него все известные открытки, в том числе репродукционные и художественные, с разными вариантами типографских надписей, и великолепный альбом «Русский стиль Елизаветы Бём», составитель С. Чапкина-Руга.

Епархиальная выставка представляет посетителю интересный материал о творчестве русской художницы. Кто-то назвал открытку маленьким плакатом больших событий. Поистине, труд Елизаветы Бём длинною в жизнь стал большим событием в предреволюционной жизни России, показав самобытность русского народа, глубину и величие русской души. Просмотрев выставку, хочется сказать словами с открытки: «Разносите людям славушку, что Святая Русь Великая, не пустым стоит пустёшенька, что на ней исконно водятся силы сильныя, могучия!»

Об авторе: игумен Иннокентий (Косарихин) - настоятель Благовещенского кафедрального собора г. Биробиджана (Биробижданская и Кульдурская епархия Русской Православной Церкви).

Иллюстрации предоставлены автором.


Общество, Культура