Ошибка выполнения запроса! - Table './pravostok/stat_table' is marked as crashed and should be repaired
Ошибка выполнения запроса! - Table './pravostok/stat_table' is marked as crashed and should be repaired
Ошибка выполнения запроса! - Table './pravostok/stat_table' is marked as crashed and should be repaired
Хабаровск Православный | Православный кавказский узел необходимо разрубить
Хабаровск православный Журнал Православный кавказский узел необходимо разрубить

Православный кавказский узел необходимо разрубить

Протоиерей Вячеслав Пушкарев

10.08.2009

Почти семнадцать лет прошло после завершения горячей фазы грузино-абхазской войны на территории абхазской автономии, которая привела к жестокому разделению между двумя давно живущими рядом народами. Семнадцать лет прошло, но совершенно не заживают нанесенные враждой раны на национально-религиозном теле обоих народов.

Приглядываясь к грузинам-беженцам и абхазам-аборигенам, разговаривая с ними об Абхазии и о прошлых и дальнейших судьбах обоих народов, отчетливо понимаешь, что ситуация не имеет потенции к самоизлечиванию. Не имеет, прежде всего, в силу полного нежелания примиряться со стороны абхазского народа. Именно народа, а не руководства. Простым абхазам ненавистны любые разговоры об возвращении к статусу автономии в составе Грузии. Абхазы осмысленно  презирают все миротворческие действия  грузин и в любой беседе, даже дети и женщины, не преминут агрессивно высказаться против любых попыток примирения, покрывая грузин самыми не лестными эпитетами.

Ничуть не лучше обстоит дело с мироощущением грузин. Для любого грузина-беженца и континентала территория Абхазии — это законная территория Грузии, временно находящаяся («как это уже не раз бывало в истории») вне грузинской государственности и не при каких условиях не подлежащая отчуждению. Практически каждый из грузин-беженцев, на вопрос о том, кто такие абхазы, без тени сомнения скажет: «Абхазы — недоразвитые дикари, только вчера спустившиеся с гор, язычники, глупцы, предатели и воры». И мы здесь не открываем Америки. Это у всех на устах.

Результатом подобного политико-исторического противостояния стала пятнадцатилетняя экономическая изоляция Абхазии, повсеместная разруха-запустение, полное разграбление и наглый захват (под видом военных трофеев) собственности 300000 беженцев грузин, масса кровавых стычек на границе двух республик, последние события с захватом абхазами всего Кодорского района и не прекращающаяся националистическая риторика в СМИ по обоим сторонам границы.

Нам православным христианам можно было бы об этом не говорить и не заботиться, если бы это не касалось непосредственно нас, наших близких и нашей веры, если бы у нас не было понимания исторически религиозно-православной подоплеки под всем этим националистическим безумием. А ведь именно религиозно-национальный вопрос всегда смущал ситуацию в Абхазии. Не стоит также забывать неблаговидную роль Российской империи в этом вопросе.

Начиная с IX века и вплоть до 1795 года на территории современной Абхазии и части Западной Грузии существовал Абхазско-Имеретинский католикосат. Эта православная церковь, то была независимой, то находилась под Мцхетой, но факт ее существования и исторической автокефалии неоспорим. Российское правительство интернировало последнего абхазского патриарха-католикоса Максима-II в Россию и в нарушение канонов Церкви передало Абхазскую Церковь под управление Грузинского экзархата в составе РПЦ (незаконно пониженной в статусе лишенной автокефалии Грузинской Церкви в 1811 году). Таким образом Россия насильственно прекратила существование независимой Абхазской Церкви, заложив мину замедленного действия под будущее церковных отношений на Кавказе.

Точно такую же неблаговидную роль сыграла в разжигании этой нынешней розни и грузинская патриархия, которая после восстановления автокефалии в 1917 году воспользовалась последствиями сталинской национальной политики и не восстановила законную автокефалию Абхазского католикосата, узурпировав над ним власть. Мало того, многие действия грузинского духовенства на территории Абхазии были направлены на ассимиляцию абхазов и на упразднение абхазского языка из систематики православного богослужения.

В истории все повторяется, и нет ни чего нового. Если оглянуться и посмотреть назад, то мы увидим, что православие в Абхазии в 1992 году оказалась в ситуации подобной тем в которых пребывали Русь с 1448 года по 1589 год, т.е до момента признания Константинополем автокефалии РПЦ, и Грузия с 1917 года, с момента провозглашения восстановления автокефалии, по 1943 год, когда Священный Синод РПЦ признал таки автокефалию Грузинского Католикосата. Глядя на эту странную историческую картину невольно приходишь к выводу, что проблема Абхазского Католикосата временная, и способна быть разрешенной по схеме подобной нашей и грузинской.

16 лет мучились и маялись с разрешением территориальной проблемы, а так не к чему и не пришли. Махнули рукой на то «что об этом скажут» и разрубили узел противоречий признанием Российской Федерацией независимости Абхазии. Грузия пока молчит и ее нужно понять, но процесс (пусть временного) восстановления независимости Абхазии совершился, и маленькая Грузия не в силах повлиять на решение России. У Грузии было время для положительного решения этой своей проблемы, но ее политическая власть только усугубила ситуацию взаимной неприязни. Абхазия в состав Грузии пока не вернется. Для этого необходимо все залечивающее время. Так зачем же умножать ненависть? Грузия должна признать Абхазию и уважать ее законный выбор, как это сделала Россия признав де-факто незаконное отделение Грузии от СССР. Соответственно и РПЦ и ГПЦ, видя бесперспективность переговоров и помня о своей вине пред Абхазской Автокефальной Церковью, должны не затягивать узел православных противоречий на Кавказе, тем самым показывая всему миру, что единой православной цивилизации не существует, а свободно могут разрубить его, признав без согласований восстановление Абхазского католикосата. Не абхазской автономной епархии в составе РПЦ или ГПЦ (это будет несправедливо и продолжит смуту), а именно автокефалии Абхазской Православной Церкви. Константинополь признал нас? Признал! РПЦ признало ГПЦ? Признало! Вот вам и исторический прецедент. Давайте же и мы признаем АПЦ. Русский и Грузинский патриархи вместе рукоположат в католикоса Абхазии, устраивающего всех духовного лидера и тем воздадут Богу и его людям справедливость. Сколько еще можно мучить людей, прикрываясь православными канонами? За всем за этим стоит один только национализм и трусость, а это противоречит основам нашей Православной веры.

P/S. В личной беседе состоявшейся 4 мая сего года священник Виссарион Аплиаа (называющийся в Абхазии И.О. управляющего епархией) сказал мне: «Абхазские христиане не желают никаких переговоров с ГПЦ и это вопрос для них закрыт. Также не может быть и речи о вхождении их епархии в юрисдикцию Константинополя. Речь может идти о епархиальной автономии в составе РПЦ или о возрождении автокефалии. Главная задача епархиального управления Сухумской и Абхазской епархии остается не допущение на территорию Абхазии раскольников и сохранение народа божьего в лоне Вселенского Православия. Мы ждем смелых и справедливых решений от РПЦ и ГПЦ, а иначе православие в Абхазии не сможет развиваться и помогать людям спасаться. Мы хотим жить в мире с соседями и по каноническому благословению».  Не самое, согласитесь, плохое у них настроение, и это должно нас взбодрить для того что бы мы нашли в себе силы поднять меч канонического правосудия и без политеса разрубить этот узел. Рубикон перейден - государство совершило смелый и справедливый поступок. Теперь дело за нами.

  Источник: сайт Иркутской епархии.


Общество